Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Проблема санитарного состояния уборных при АЗС – в случае вообще наличия последних – проблема давняя и наболевшая, особенно в нашей туристической республике, где дальние поездки – норма жизни.

Сор из избы?

Однако выносить проблему на общее обсуждение жители не спешат. Может, поэтому до сих пор мы имеем такой «отличный» придорожный сервис. Интернет-форумы пестрят постами о невозможном состоянии туалетов, а в Управление Роспотребнадзора по РА жалобы не поступают.

«Предлагаю обязать АЗС иметь работающие туалеты, отвечающие санитарным нормам. Мы же уважающее себя общество! Владеешь АЗС, обеспечь ее всем необходимым, в том числе местом, где путешествующим можно справить нужду», – призывает пользователь форума «Народная экспертиза» Александр Макаров. И предлагает жесткую систему штрафов: при проверке первый раз за месяц не работающий или несоответствующий условиям туалет – штраф, второй раз за календарный месяц – штраф значительно больше, третий раз – остановка эксплуатации объекта на 2 недели. Выставленная на голосование идея набрала немало положительных отзывов.

К сожалению, в реальной жизни нет документа, регулирующего повсеместное наличие общественных туалетов при АЗС, хотя в последнее время компании-застройщики при проектировании закладывают в проект общественные туалеты.

– Да, на сегодняшний день эта проблема действительно существует. Больше половины АЗС не оборудованы общественными уборными, но это и не предусмотрено законодательством нашей страны, – пояснил архитектор ГУП РА «Проектный институт «Адыгеягражданпроект». – Согласно Строительным нормам и правилам, наличие общественного туалета при проектировке АЗС – не обязательное условие, и проект без него пройдет все стадии согласования и будет реализован на законных основаниях. Другое дело, что сейчас большинство компаний предусматривают при строительстве своих АЗС все удобства для клиентов.

Однако все же предоставлять такую услугу АЗС должны. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2009 г. №860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода», регламентируется наличие на автотрассах объектов дорожного сервиса – мотелей, АЗС, пунктов общественного питания и прочего. Расстояние между объектами одного вида (то есть от мотеля до мотеля, например) зависит от класса автомобильной дороги.

Этим же нормативным актом оговариваются требования к исполнению и набор услуг, обязательных к выполнению для каждого объекта придорожного сервиса. Так, половина из них должна обеспечивать возможность воспользоваться различными услугами, в том числе и туалетами. Это кемпинги, мотели, площадки отдыха, пункты общественного питания и автозаправочные станции.

Получается странная вещь: строить общественные туалеты при АЗС, согласно СНИПу, необязательно, а предоставить услугу предприятие должно… Налицо явный диссонанс в законодательстве.

Дорогой длинною…

Необходимость размещения общественных туалетов на трассах различного значения понятно: законы природы никто не отменял, ехать иногда приходится не час-два, а сутки-трое, и возможность «слиться с природой» у путешественника должна быть всегда. 

Кто-то скажет: зачем вам общественные туалеты, ведь лес кругом?! Так-то оно так. Но, во-первых, не всегда мы путешествуем летом, когда тепло и нет риска как минимум простыть; во-вторых, лес – не самое комфортное и уединенное место, особенно для женской половины человечества; в-третьих, в лесу живут клещи и растут ядовитые растения вроде «борьщевика». 

Наше российское сознание, взрощенное на фразе «мальчики – налево, девочки – направо», просто недоступно любому приезжему. Не зря гуляет анекдот про иностранца, который после долгого автопутешествия попросил остановить ему возле туалета. Водитель остановил у леса, иностранец вошел в него, а вернулся только через полчаса со словами: «Зачем вы мне здесь остановили? Туалета в лесу нет». 

А ведь менталитет многих жителей нашей страны сейчас не намного отличается от образа мыслей этого иностранца. И это на фоне того, что в некоторых зарубежных странах не то, что общественные туалеты в достаточном количестве, но есть даже и для животных. Так, в испанской Каталонии не так давно проходили испытания новой системы уличных туалетов для домашних питомцев. Нет, это не перегиб, как многие сейчас подумали, это еще один способ сбора биоматериала для садовых удобрений. По-западному рационально и эстетично. К тому же – повысит чистоту на улицах.

Впереди у нас много всего интересного: «Интерралли–Белая-2014», фестивали казачьей и бардовской песни, просто летний туристический сезон, когда большое число туристов и спортсменов поедут в горы и на побережье по нашим дорогам. И что мы предложим им? Лес?

Неубранные уборные

Есть и другая сторона вопроса, она, кстати, тоже изложена в интернет-петиции блогера – санитарное, а если быть более точными, антисанитарное состояние уже существующих общественных туалетов. А это уже епархия Управления Роспотребнадзора по РА, на контроле которых это и находится.

– К сожалению, обязать владельцев АЗС оборудовать общественные туалеты мы не можем, хотя это часть санитарного благополучия посетителей, – рассказала начальник отдела надзора по обеспечению безопасности условий труда, среды обитания и условиями проживания управления Лариса Скобченко. – Хотя раньше у нас был СанПиН, который обязывал АЗС иметь на своей территории туалеты: “Санитарные правила для автозаправочных станций” СП 2.2.1.013-00, которые на сегодняшний день уже утратили силу.

Согласно этим правилам, на территории АЗС должны предусматриваться общественные уборные. А это значит, что, пока действовал документ, за их отсутствие владельцы автозаправочных станций несли как минимум административную ответственность. После же Роспотребнадзор стал отслеживать состояние уже имеющихся уборных. Но и здесь возникает одно обстоятельство, которое мешает объективной оценке специалистов.

– В последние несколько лет мы осуществляем только плановые проверки АЗС, а это значит, что, согласно ст.9 ФЗ-294 о проведении плановой проверки, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются органом госконтроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала проверки, – разъясняет Лариса Васильевна. – Пользуясь СанПиНом № 983-72 “Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных”, мы, конечно же, можем привлекать юридические лица за антисанитарное состояние туалетов, но эти три рабочих дня позволяют предпринимателям создать на дату проверки условия деятельности, значительно отличающиеся от обычного режима работы, то есть препятствующие объективной оценке дел.

По этой причине при проведении плановых проверок не были установлены факты нарушения законодательства в отношении санитарного (или все-таки антисанитарного?) состояния туалетов при АЗС. Да и вообще общественных туалетов в республике. Даром, что они на контроле стоят.

А для внеплановой проверки, осуществляемой без предупреждения, нужны веские основания, такие, как письменная жалоба потребителя, контроль ранее выданного предписания, приказ руководителя органа госконтроля или прокурорская проверка. Однако в течение ряда лет, с 2010 по 2013 г.г., ни одной жалобы от потребителей не поступало, другие обстоятельства, способные вызвать внеплановую проверку АЗС, тоже не возникали.

Правда, на момент подготовки материала лед тронулся: появилась первая жалоба, по которой будет немедленно инициирована проверка. Возможно, после нее будут сделаны какие-то шаги в исправлении ситуации на дорогах, когда ты после долгого пути натыкаешься не на комфортный туалет, а на бескрайний лес или того хуже – уборную, из которой хочется поскорее убраться.

Екатерина Бицура.

P.S. Хочется верить, что нормы закона не стоят на месте и в скором времени появятся нормативные акты, предписывающие создавать и неукоснительно выполнять условия комфортной жизни во всех регионах страны, не зависимо от положения на карте. Если в Москве появились методические рекомендации по размещению, устройству и эксплуатации общественных туалетов, согласно которым «общественные туалеты должны устраиваться в следующих местах: … на АЗС и стоянках автомобилей свыше 25 машиномест». И это только заправки. А сколько еще мест обозначено этим законом? 

К сожалению, за столицей страны мы пока не поспеваем – наши СанПиНы были отменены, других законов не приняли. Что же мешает разработать новые или доработать старые? Думается, неактивность населения. Люди просто не хотят выносить эту проблему в массы, и она остается необозначенной для людей, занимающихся законотворчеством. А плановые проверки, как выяснилось, достоверной картины не дают. В итоге, мы получаемся толпой даже не ропчущей, а просто молчащей. Как у Пушкина, помните: «Народ безмолвствовал»…

01.04.2014 в 15:11

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>