Пустите к прилавку!
Могут ли наши фермеры остановить рост цен на продукты.
До 50 процентов всех продуктов в стране производится в личных подсобных и фермерских хозяйствах, рассказал в интервью «РГ» аналитик аграрного рынка, доктор экономических наук Леонид Холод.
— Есть точка зрения, что рост цен на продовольствие зависит от жадности оптовиков, перекупщиков, аппетитов розничных торговцев.
— Конечно, этот фактор имеет место, хотя, по-моему, сегодня, при наличии более серьезных и фундаментальных причин, его влияние не столь велико. И объяснять рост цен только лишь жадностью и эгоизмом торговцев означало бы поиск легких и универсальных ответов на сложные вопросы.
Здесь важно другое: во многих крупных городах на протяжении ряда лет последовательно затруднялась и запрещалась неорганизованная мелкая и средняя торговля, что объективно привело к уничтожению конкурентов крупного бизнеса. В результате совокупная доля сетевых магазинов в розничном товарообороте продуктов питания и напитков сегодня составляет 60 процентов.
— Что же нужно, чтобы сдержать продовольственную инфляцию?
— Конечно, это будет зависеть и от курса рубля, и от условий кредитования, и от усилий Правительства по развитию импортозамещающих производств, и от динамики доходов населения.
Для замедления продовольственной инфляции и создания условий для импортозамещения сегодня нужно максимально облегчить сельхозтоваропроизводителям всех форм и размеров свободный и малозатратный выход на рынки сбыта, сократить необоснованно высокие издержки обращения. Дело в том, что снижение курса национальной валюты дает отечественному производству очень солидную ценовую фору. И эту фору нужно использовать.
Сейчас речь должна идти о закрепленной в соответствующих нормативных документах качественно новой торговой политике на рынке продовольствия. Вы удивитесь, насколько она изменит картину уже через полгода. Такая мера также может дать положительный социальный эффект — сотни тысяч сегодняшних малотоварных или нетоварных хозяйств смогут выйти на рынок и принести своим хозяевам доходы, столь необходимые в деревне.
Крупные производители, гигантские индустриальные свинокомплексы, птицефабрики в основном работают на полную мощность. Им будет сложно быстро нарастить импортозамещающее производство. А вот малые формы с их переменной товарностью сделать это могут. К слову сказать, их доля в нашей общей продовольственной корзине сегодня и без того велика. По данным последней переписи населения, в личных подсобных и фермерских хозяйствах производится более 50 процентов всего продовольствия, и было бы преступлением и далее оставлять эти предприятия фактически отрезанными от рынка.
— Близится посевная, а проблем немало. Больше всего Минсельхоз тревожат затраты сельхозпроизводителей, которые выросли в 1,5-2 раза.
— Весенний сев — грандиозное мероприятие, требующее огромных ресурсов, в том числе кредитных. Правительство дополнительно выделило регионам 36 миллиардов рублей, и эти деньги обещают направить на компенсацию процентных ставок по кредитам.
Кроме того, Минсельхоз сейчас работает над программой внутренней продовольственной помощи, предусматривающей поддержку малоимущих граждан и поставки продовольствия в больницы, школы, детские сады. Это ведь тоже ресурс поддержки наших сельхозпроизводителей.
Всего комментариев: 0