Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

27 июля народный писатель Адыгеи, заслуженный работник культуры Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии Республики Адыгея в области литературы Юнус Чуяко отмечает 75-летие.

Как и у большинства творческих людей, его биография богата и интересна так же, как и его творчество. К праву называться писателем он шел не один год, начиная трудовую биографию с воспитателя детского дома, школьного учителя, собкора газеты «Социалистическая Адыгея». В его творческом наследии — романы, новеллы, рассказы, очерки и эссе, полемические статьи. Основная тема его литературного творчества — жизнь родного народа в исторической перспективе и современности. Отражая национальные традиции и обычаи черкесского народа, он очень деликатно раскрывает эстетические и нравственные проблемы. В Юнусе Чуяко органически соединяются таланты этнографа, исторического романиста, вдумчивого исследователя и взыскательного художника. 

Много в его жизни было непростых событий, а путь к писательскому Олимпу был вовсе не безоблачным. Но он всегда идет по жизни с девизом: все, что нас не убивает, делает сильнее.

Накануне юбилея писатель Юнус Чуяко рассказал «СА» о жизненных перипетиях, литературном творчестве и о переживании за судьбу подрастающего поколения.

— Юнус Гарунович, у каждого писателя есть в биографии момент, с которого началась любовь к печатному слову. Как завязался ваш «роман» с литературой?

— Как ни странно, с журналистики. Помню свою первую зарисовку о работе школьных учебно-производственных бригад, которые помогали собирать урожай в колхозе. Я ее написал, еще будучи учеником аульской школы, а отредактировать помог брат, который заканчивал институт в Новочеркасске. Ее опубликовали в газете «Социалистическая Адыгея», это было в 1956 году. После школы поступил в педагогическое училище в Майкопе. У меня преподавала замечательный педагог, ныне известный литературовед Елена Шибинская, с которой мы до сих пор общаемся — нас сблизила любовь к литературе. Студентом я начал писать стихи. Стихи были отмечены на творческом конкурсе, который проводил Литературный институт имени Горького. Я как раз окончил училище, вернулся домой в аул. Тут приходит телеграмма, в которой говорится, что я допущен к экзаменам.

Родители отпускали с грустью: они-то надеялись, что я останусь в ауле, буду им подспорьем. В Краснодар в аэропорт летел как на крыльях. В институте выслушал похвалу за свои стихи, но тут у меня попросили трудовую книжку. Тогда по закону требовалось иметь минимум два года трудового стажа прежде чем учиться в вузе. Стране не хватало рук, и власть так привязывала молодежь к рабочим местам. Что скрывать, вернулся домой с тяжелым сердцем. Пошел работать по педагогической специальности — сначала воспитателем в детский дом в Красногвардейском районе, затем в школу учителем. В этой же школе работала моя однокурсница Сусанна, которая стала моей женой. Потом меня почти на три года забрали в армию, служил в инженерных войсках в Подмосковье. Тогда вдалеке от семьи меня потянуло на малую прозу, начал писать небольшие рассказы. О чем писал? О молодости, о своей службе, о жизни, о любви. Один из первых армейских рассказов назывался «Мелодия далеких гор».

А когда демобилизовался, уже не думал о Москве. Нужно было кормить семью, поэтому не гнушался любой работой, даже слесарем был. Свое желание писать выражал в небольших рассказах, стихах. Учился на отделении журналистики Ростовского государственного университета, работал на областном радио. Однажды показал свой рассказ «Вернись, Титу, верни-и-ись» председателю радиокомитета, писателю Киримизе Жанэ. Он не только похвалил меня, но и сам отнес рассказ в газету «Социалистическая Адыгея». Позже Гарий Немченко перевел рассказ на русский язык, и его напечатали в московском журнале «Смена».

— А по специальности, журналистом, работали?

— Начинал я на областном радио, но тянуло меня в редакцию газеты, к печатному слову. Помню, сначала пришел в обком, чтобы меня направили в газету. Показываю свой диплом и говорю, что уже несколько лет пишу для газеты. А чиновник отвечает: «Я такого журналиста не знаю…». Этот отказ меня только подстегнул. Я понял, что доказывать что-то нужно своими делами. Спустя несколько лет меня взяли в штат редакции «Социалистической Адыгеи». Начинал собственным корреспондентом в Теучежском районе, тогда он назывался Октябрьским. Затем работал в отделе партийной жизни, потом заведовал отделом культуры и быта. 

— Получается, что больше 20 лет вы работали в журналистике. А как же литература?

— Литература и журналистика, как две сестры, для меня всегда рядом. Но литературное творчество постепенно заняло большее место в жизни. Если раньше я вставал затемно, в 4 часа утра, чтобы писать до ухода в редакцию, и только вечером мог снова уделить время своим мыслям, то с уходом на «вольные хлеба» стал целиком и полностью отдавать себя своим произведениям. Первой серьезной работой стала повесть «Чужая боль». За ней последовали повести «Кинжал танцора», «Возвращение всадников». Начал работу над исторической трилогией «Красный дом». Замечательный писатель Гарий Немченко, наш земляк, вдохновил меня к написанию романа «Сказание о Железном Волке», он же его перевел на русский язык и способствовал опубликованию в популярной тогда «Роман-газете» в 1994 году. Предисловие к роману написал известный российский прозаик Валентин Распутин. 

— «Сказание о Железном Волке» критики называют значительным явлением в адыгской литературе……

— Это не просто исторический роман о Кавказской войне и современной жизни адыгов. Это художественное полотно о судьбе народа с острым социальным подтекстом. Мне многие говорили: зачем ворошить прошлое? Но я был убежден, что нужно помнить уроки прошлого, чтобы не повторять его ошибки в будущем. 

Сейчас много говорят и пишут разного о Кавказе. У меня есть роман «Милосердие Черных гор, или Смерть за Черной речкой». Как вы поняли, он посвящен светилу русской литературы Пушкину. Ведь подумайте, поэт не раз бывал на Кавказе, а смерть нашел отнюдь не здесь и не от рук «диких горцев», а на родной земле. По-моему, только непосвященные люди могут придавать слову «кавказец» унизительный оттенок. Это счастье и большая ответственность — быть людьми Кавказа. 

— Вы много и плодотворно работаете, но литературное наследие не так велико. Это правда, что в свое время вас неохотно печатали?

— Согласитесь, важно ведь не количество написанных произведений, а их содержание. Я всегда писал и пишу остро, и как журналист, и как писатель. А кому понравится критика? Меня так воспитывал отец — не лгать, говорить правду. Но правду мало кто любит, ведь, как известно, она глаза колет. Редакторы осторожничали: проще было не пустить статью или произведение в печать, чем потом нести ответственность за нее. К сожалению, большинство трудов шло, как говорят, «в стол». 

К примеру, я долгие годы собирал материал об историке, этнографе Султане Хан-Гирее, который был довольно неоднозначной фигурой. В силу разных причин мне не удалось эту вещь завершить в те годы. Наконец, наступило время открыто рассказать, кем же на самом деле был Хан-Гирей. Рабочее название романа «Отверженец».

Я вам так скажу: через какие бы трудности ни проходил в своей жизни писатель, они ему только помогают становиться сильнее и дают хорошую пищу для размышлений.

Сейчас иное отношение власти к литераторам. Тот факт, что Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов встречается с писателями, чтобы обсудить состояние современной национальной литературы, о многом говорит. Мы чувствуем теплое отношение и поддержку руководства республики к себе. 

За последние годы в Адыгейском книжном издательстве на русском языке вышел в свет трехтомник избранных произведений — сборник «Кинжал танцора». В 2013 году за эту книгу мне была присвоена Государственная премия в области литературы, а в этом году по рассказу «Кинжал танцора» в нашем Национальном театре имени И.Цея режиссер Аслан Хакуй начал работу над постановкой «Гимн старого глиняного дома». Повесть «Чужая боль», рассказ «Вернись, Титу, верни-и-ись» и роман «Сказание о Железном Волке» изучают в рамках школьной программы по литературе.

— А какую пищу для размышлений дает сегодняшний день? Он достоин описания?

— Не могу однозначно сказать о нынешнем времени. У каждого времени своя окраска, и сегодня эти краски не очень-то яркие. За внешним благополучием скрывается какое-то несовершенство. Мне кажется, люди постепенно нравственно беднеют! На смену эпохе морали и духовности пришла эпоха потребления. Кому не надоело смотреть телевизор, когда с экрана каждый день льется кровь, а элита в это время купается в роскоши, пропагандируются западные ценности? Что из нынешних телепередач полезного может вынести подрастающее поколение? 

Но я уверен, что долго это продолжаться не будет. Перемены к лучшему уже заметны. Посмотрите, какой всплеск патриотизма захватил страну! И уже люди скептически относятся к так называемой демократии, которая и не демократия вовсе, а беспредел, вседозволенность. Люди жаждут порядка. И уже не ругают так яростно времена СССР. Я лично в корне не согласен с мнением, что это были времена застоя. Люди летали в космос, совершали неимоверные открытия, замечательно творили…

А литературного произведения достойно любое время. Один из последних моих романов о проблемах современности — «Останешься в груди горячей слезой». Отдельные главы уже были опубликованы в газете «Адыгэ макъ».

Писать можно о чем угодно, главное — произведение интересно подавать читателю, цеплять его за живое, давить на нужные струнки. И писатели пишут. Другое дело, что люди читать перестали. Какое бы гениальное произведение ни было создано, по-моему, его эффект минимален, пока оно не дошло до читателя. Культура чтения на глазах вымирает! Аудитория сужается до круга пенсионеров, у которых привычка к чтению в крови. 

Великий Лев Толстой говорил, что прежде, чем написать одну книгу, надо прочитать тысячу. Толстой для меня — флагман в литературе. Он писал жизнь человеческую, какая она есть. 

В своих повестях и романах я поднимаю животрепещущие темы, которые заставляют думать, осмыслять. Но молодое поколение, как бы обличительно это ни звучало, думать и анализировать не хочет. Мы в свое время выстаивали очереди за книгами, собственная библиотека была гордостью каждой семьи. Помню, как-то после работы захожу домой с очередным томиком в руках, а младший сын подначивает: «Опять вместо сахара книгу принес!». Мы могли пожертвовать необходимым в быту ради духовной пищи.

Молодежь — наше продолжение. От нее зависит, какой будет наша страна завтра, через годы. Не забуду, как мне было сложно пробивать себе путь, поэтому готов в силу возможностей и таланта помогать молодому поколению. Сегодня задача писателя, журналиста и каждого, кто имеет доступ к сердцу читателя, — обличать духовную нищету и нравственный упадок. Мы должны искать подлинные, а не мнимые и ложные идеалы и воплощать их в образы, которые поведут за собой нашу молодежь. 

— Юнус Гарунович, редакция «СА» поздравляет Вас с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения. Пусть ваше острое перо и дальше рисует правду жизни. А мы обязательно прочтем, обещаем!

Елена Маркова.

Фото Аллы Загуменновой.

27.07.2015 в 20:19