Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

О чем заставил задуматься пекинский чемпионат мира.

В столице КНР Пекине завершился чемпионат мира по легкой атлетике. Сборная Кении стала лучшей в командном зачете. Африканская команда завоевала на чемпионате 7 золотых медалей. Столько же — у команды Ямайки, но кенийцы оказались выше благодаря большему количеству серебряных наград — 6 против 2. У обеих сборных также по 3 бронзы. Тройку лидеров замкнули американские спортсмены (6-6-6).

Сборная России завоевала на мировом первенстве только 4 награды (2 золота, по одному серебру и бронзе) и заняла девятое место в медальном зачете. Золото нашей команде принесли Сергей Шубенков в беге на 110 метров с барьерами, Мария Кучина в секторе для прыжков в высоту, где Анна Чичерова заняла третье место и Денис Кудрявцев, который взял серебро в беге на 400 метров с барьерами.

Отметим, что по общему количеству медалей — это абсолютно худший результат сборной России за все время выступления на чемпионатах мира по легкой атлетике.

Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева делает пять главных выводов из выступления нашей команды в Пекине.

Отбор справедлив?

Спортсмен должен понимать, почему его взяли на чемпионат мира или почему не взяли. Это решение не должно основываться просто на словах старшего тренера, который зачастую небеспристрастен. Почему у нас, например, не было третьего участника в прыжках в высоту ни у мужчин, ни у женщин? Почему в прыжках с шестом выступала только одна Анжелика Сидорова, хотя мы могли выставить трех участниц?

Мое категоричное мнение: если спортсмен выполнил норматив для участия в чемпионате мира, он вправе рассчитывать на поездку. Только так и обкатываются будущие Кучины и Шубенковы. Старший тренер должен защищать интересы всех тех спортсменов, которые выполнили квалификационные нормативы. А чтобы никаких несправедливостей не было, мы должны разработать рейтинговую систему. В ее зачет будут идти выступления атлета на соревнованиях в России и за рубежом — получится такая своеобразная «кредитная история» на каждого спортсмена. Тогда решения будут приниматься объективно, а не на глазок, по ощущениям.

Спортивный принцип в эстафетах

В Пекине мы видели как минимум два тренерских просчета: в женской эстафете 4х100 м мы потеряли палочку, а в 4х400 м показали время хуже, чем в полуфинале, и в итоге остались четвертыми. Кто знает, пробеги наша команда по своему лучшему результату, и в борьбе «грудь в грудь» мы могли бы зацепиться за бронзу. Но после изменений в составе время стало на секунду хуже, и хотя девчонки у нас очень волевые, без контакта с соперницами думать о медали уже было тяжело.

Раньше общий уровень команды был настолько высок, что такие просчеты тренерам прощались. Теперь нет. Я вот не понимаю, например, почему в обеих эстафетах бежала Ксения Рыжова, которая вообще не выступала на чемпионате России. Мое мнение: старший тренер по каждому конкретному виду не должен иметь «личных учеников». Он должен быть, скорее, аналитиком, менеджером, а работать в поле, со спортсменами должны другие.

Победы сделали детские тренеры

И Марию Кучину, и Сергея Шубенкова тренируют их первые наставники, работающие с ними еще с юниорского возраста спортсменов. До недавнего времени у нас некоторые рассуждали провинциально: вот, мол, у кого московский тренер, тому все дороги открыты. Этот стереотип пора сломать!

Такие люди, как Кучина и Шубенков, становятся лицом своего региона. Ориентируясь на них, дети идут в спортивные секции. Ради них строятся стадионы и ремонтируются дорожки. Людей, которые обещают провинциалам золотые горы за переезд в столицу, надо бить по рукам. Мы видим, что, живя и тренируясь в глубинке, можно добиваться самых больших результатов. И никто лучше детского тренера не знает и не чувствует спортсмена, начиная от его физических способностей и заканчивая обстановкой в семье.

Россия в русле мировых тенденций

На пекинском чемпионате мира произошло несколько неожиданностей: например, кенийцы выиграли золото в беге на 400 м с барьерами и метании копья, что в итоге позволило им победить в медальном зачете. География чемпионов постоянно расширяется, и приятно, что Россия идет в русле мировых тенденций. Так, наш Сергей Шубенков стал первым белым чемпионом мира в барьерном спринте, а Денис Кудрявцев выиграл первое для страны серебро на 400-метровке с барьерами.

Это означает, что у нас есть методики. Но обязательно нужно устраивать тренерские конференции и семинары, чтобы делиться ими с тренерами из регионов. Сейчас сильный спортсмен становится штучным товаром, и чтобы работать с ним, наставник должен быть по-хорошему фанатиком. То есть оставаться в этой профессии не из-за денег, а ради интереса и побед.

Поможет ли возвращение звезд?

Безусловно, мы держим в уме тех спортсменок, которые из-за рождения ребенка не выступали в Пекине: Татьяну Белобородову (Лысенко), Елену Исинбаеву и некоторых других. Мы рассчитываем на их опыт и надеемся, что они сумеют к Играм-2016 набрать свою лучшую форму. Но нельзя забывать, что те, кто побеждал в Пекине, эту форму уже набрали, и им остается только «дожить», додержать ее до Рио. Заранее вешать на шеи нашим девушкам медали нельзя.

Как бы грустно ни было это говорить, но те, кто вернется, это уже возрастные спортсмены. Свое дело в секторах и на дорожках они сделали, и если мы говорим о шаге вперед, то нужно искать новых атлетов, а не надеяться исключительно на старых. Опытные люди, конечно, сделают все возможное и помогут команде. Но нельзя снова надеяться исключительно на них.

Ибрагим Чич

02.09.2015 в 14:09