Врач, которого ждут. Насколько утолила кадровый голод в Адыгее программа «Земский доктор», разбирался корреспондент «СА»
В семье Хуаджоковых два врача, оба — земские. Зарема (на снимке) устроилась работать сельским терапевтом в первый же год появления программы — ее привлекла субсидия. Врач уже отработала положенные пять лет. Супруг Азамат — в 2014 году. О своем решении ни один из них не жалеет: условия работы хорошие, пациенты все давно «свои».
Работа с особенностями
Поначалу работать в сельской местности Зареме Хуаджоковой было немного непривычно, но она быстро освоилась. Остаться после окончания программы решила потому, что привыкла — здесь комфортно. К тому же разницы с городской поликлиникой особой нет, резкого перехода к работе в сельской местности не было, разве что привыкание к новому месту, но это есть у всех и везде.
— Конечно, в работе «не в городе» есть свои трудности: сельский пациент — он другой. До него трудно достучаться, донести мысль о том, что нужно обследоваться, лечиться так, как назначил врач, принимать таблетки постоянно, а не тогда, когда припекло, — делится Зарема Аслановна.
Да и немаловажно, что обследования нужно проходить в районном центре — поселке Тульском, то есть нужно поехать на общественном транспорте, с пересадками. Пенсионерам это особенно трудно и занимает много времени. Поэтому процесс лечения иногда значительно откладывается, если не отменяется. А болезнь-то остается. И через время пациент снова приходит к врачу со своей проблемой… К этому просто нужно привыкнуть.
— Я не сижу постоянно в амбулатории, к нам относится несколько поселков, мы выезжаем туда в ФАП на прием. Тех пациентов, кто не может прийти самостоятельно, посещаем на дому, — говорит Зарема Аслановна.
Ее супруг, Азамат Хуаджоков, начал работать в сельской местности задолго до появления такой программы — совместителем.
— Мы с Ларисой Владимировной, заведующей сельской поликлиникой, работали с 2009 года. Здесь мы начинали гастроскопию, открывали кабинет ФГС (фиброгастроскопия — метод обследования внутренних органов при помощи эндоскопа, состоящего из длинной трубки с камерой на конце и объектива. — Прим. ред.). Так что выбор именно этой поликлиники для перехода на основное место работы не случаен, — объяснил свое решение врач.
«Земским доктором» Азамат Русланович заинтересовался не сразу. Поначалу даже не обращал на программу внимания, но настойчивость заведующей, желание привлечь к себе на работу квалифицированного, испытанного уже специалиста сыграли решающую роль.
— При этом привлекли меня не столько деньги, сколько руководитель. Если бы я не знал ее, не пошел бы, наверное, работать в сельскую местность просто ради работы на селе, — сказал Азамат Хуаджоков. — И после окончания программы, скорее всего, положение не изменится. Лариса Владимировна меня просто не отпустит (Улыбается).
Супруги работают в разных поликлиниках, но объединяет их один фактор. Оба учреждения расположены рядом с городом. Зарема — терапевт в амбулатории в Северо-Восточных Садах, а Азамат — сотрудник ханской поликлиники. Вопрос о том, чтобы снимать жилье рядом с местом работы, в их случае не стоит, да и добираться на машине удобно и быстро.
Урок географии
По данным министерства здравоохранения Адыгеи, за пять лет работы программы «Земский доктор» в сельскую местность устроились 312 врачей. Возможно, до конца года добавится еще семь врачей — документы находятся на рассмотрении. Однако проблема в том, что медики стараются не уезжать далеко от города, от привычного уклада жизни, и устраиваются на работу в близлежащие населенные пункты: Майкопский район, станицу Ханскую. Также популярностью пользуются близкие к Краснодару Красногвардейский и Теучежский районы, поселок Яблоновский.
— Больше всего врачей пришли на село в первый год начала работы программы — в 2012-м — 144 человека. Из них досрочно расторгли договор 24, после истечения пятилетки уволились 29 врачей. А вот закрепились, оставшись после обязательных пяти лет, около 90 человек, — показала картину в цифрах главный специалист-эксперт отдела кадрового обеспечения министерства здравоохранения РА Оксана Калина.
После появления программы медиков на селе стало больше, особенно в стационарно-поликлиническом звене. Однако проблему с нехваткой кадров это до конца не решило.
— На сегодняшний день в Красногвардейский район требуются врачи-терапевты, невролог, акушер-гинеколог. Всем районам, кроме Майкопского, нужны педиатры, в Шовгеновский район нужен психиатр-нарколог, — говорит Оксана Калина. — Там, где специалистов не хватает, в рамках программы можно принять на работу и стажера. То есть врача, который имеет перерыв в работе более пяти лет или меняет профиль специальности, переучивается.
Есть еще одна проблема, суть которой обнажилась в ходе реализации программы. Врачи — участники программы уходят в декретный отпуск, который по закону входит в эту пятилетку. Один ребенок, следом второй — вот и отработал положенный срок. Иногда доходило до абсурда, когда в отпуск по уходу за ребенком пытались оформиться папы-врачи.
Декрет — это проблема
— С 2012 года к нам по программе «Земский доктор» пришли работать 35 врачей. По окончании пятилетнего срока уволились 13, причем двое — досрочно: не справились с сельской жизнью. На сегодняшний день в районе по программе «Земский доктор» числятся 22 врача, — обрисовал ситуацию главный врач Центральной районной больницы Кошехабльского района Заурбий Хашев.
Почему числятся? Потому что из 22 специалистов — 12 находятся в декретном отпуске, а на их место никто не спешит — миллион в этом случае не положен. По факту в районе по программе работают 10 человек.
— Даже в 2012 году, когда к нам «на миллион» пришли 16 человек, все равно по нескольким специальностям оставалась нехватка кадров. И сегодня мы видим негативную тенденцию — рост числа вакансий в связи с отпусками по уходу за ребенком и истечением у ряда специалистов пятилетнего срока, когда врачи могут уйти, — объяснил Заурбий Хашев. — Больше всего нам не хватает терапевтов и участковых врачей. На данный момент району требуются порядка 15 медработников. А до начала действия программы вакансий было более 25.
А вот в Майкопском городском округе (станица Ханская) ситуация диаметрально противоположная. Все-таки близость к столице региона играет большую роль.
Полный комплект
Главный врач ханской поликлиники Лариса Нартокова пришла работать в село в 2006 году. К тому времени штат был укомплектован на 50%, причем все врачи — глубокого пенсионного возраста.
— Когда в 2012 году заработала программа «Земский доктор», мы немножко ожили, — вспоминает Лариса Владимировна. — За все время действия программы к нам устроились на работу 16 «миллионщиков», во все службы пришли молодые доктора. На сегодняшний день у меня из 26 штатных врачей 16 — по программе «Земский доктор», а это около 70%.
Административно — поликлиника на окраине города. И действительно: по времени дорога из микрорайона Черемушки — что в центр, что в Ханскую — занимает примерно одинаковое количество времени.
— Благодаря программе «Земский доктор» здравоохранение, по крайней мере в станице Ханской, выжило, это однозначно. Потому что, если бы не было этой программы, не знаю, была бы здесь сейчас поликлиника или уже просто амбулатория, — подвела итог главврач.
В этом году, по данным минздрава РА, специалисты шли работать во все районы республики. Например, в поликлиники Красногвардейского района устроилось сразу 4 терапевта, два акушера-гинеколога, психиатр и дерматолог. Но поскольку в некоторые учреждения специалисты трудоустроились лишь в последние годы, там еще наблюдается нехватка кадров, порой очень острая.
— Конечно, программа «Земский доктор» привлекла медиков в село, — поделилась своими мыслями доктор Зарема Хуаджокова. — И те, кто отработал уже пять лет и ушел, наверняка бы остались, если бы можно было снова получить финансовую поддержку.
Программа «Земский доктор» продлена на 2018 год. Кроме того, она будет действовать не только для села, но и для городов с населением менее 50 тысяч человек. Впервые в нее войдут фельдшеры — единовременная выплата для них составит 500 тысяч рублей в год.
Возможно, в будущем время декретного отпуска исключат из тех пяти лет, которые врач должен отработать на селе. Соответствующий законопроект летом поступил в Госдуму. Авторы инициативы — депутаты думы Ставропольского края, где проблема декретных земских врачей стоит достаточно остро.
Екатерина Пензева.
Фото Артура Лаутеншлегера.
Справка «СА»
Программа «Земский доктор» была запущена в 2012 году в целях стимулирования трудоустройства и последующего закрепления врачей в сельской местности. Участником программы может стать врач, имеющий высшее медицинское образование, в возрасте до 50 лет. По программе он имеет право на получение одного миллиона рублей. Это целевая помощь, не облагаемая налогом. Использовать деньги можно на приобретение квартиры, дома или земли, на строительство жилья. Финансирование производится из средств бюджета федерального фонда и субъекта России в соотношении 60 на 40 процентов. Для получения выплаты врач не должен иметь собственного жилья в населенном пункте, в который едет работать. Доктор обязан отработать в сельской местности не менее 5 лет.