Юлия Бойченко: «Я не даю сухие задания из учебников, а показываю применение математики на практике»
В сентябре пройдет Всероссийский конкурс «Учитель года России». Нашу республику представлять на нем будет преподаватель математики Адыгейской республиканской гимназии Юлия Бойченко. Она в этом году стала учителем года Адыгеи. О дистанционном образовании и о том, почему разрешает школьникам использовать гаджеты на своих уроках, она рассказала «СА».
Семья педагогов
Математику Юлия любила с самого детства и в седьмом классе решила, что хочет связать свою жизнь с этой наукой. Собиралась стать программистом, поэтому поступила в Адыгейский государственный университет на факультет «Прикладная математика и информатика». Но планы изменились.
— Программистом я так и не стала. После окончания университета вышла замуж и попала в семью педагогов — муж преподавал в университете, его родители тоже преподаватели. Смотря на их горящие глаза, я так вдохновилась, что решила тоже попробовать себя в этой деятельности, — говорит Юлия Бойченко.
Тем более что в Адыгейской республиканской гимназии открылся Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Центру требовались молодые специалисты, которые смогут не только преподавать, но и обращаться с техникой. Кроме того, на тот момент дистанционные занятия были новой сферой в преподавании.
— Вот так на протяжении уже десяти лет я работаю в центре, а с прошлого года начала преподавать математику в Адыгейской республиканской гимназии, — рассказала учитель.
Никогда не ставила себя выше: вот я учитель, а вы мои ученики и должны беспрекословно меня слушаться. Мне, наоборот, нравится, когда дети предлагают свои идеи, свои решения одной и той же задачи.
Ожидания и реальность
По словам Юлии Бойченко, изначально она думала, что работа учителя — это рутина, постоянная работа с бумажками, контрольные. Но все оказалось не так, как она себе представляла.
— Дети все яркие, разные. И каждый новый урок с ними — это определенное открытие. Можно изучать одну и ту же тему, но в разных классах по-разному. Я всегда хорошо ладила с детьми и никогда не ставила себя выше: вот я учитель, а вы мои ученики и должны беспрекословно меня слушаться. Мне, наоборот, нравится, когда дети предлагают свои идеи, свои решения одной и той же задачи, — отмечает Юлия Бойченко.
Мотивация
А еще, как говорит учитель года Адыгеи, при работе с детьми, а тем более с особенными, все их проблемы и сложности приходится пропускать через себя.
— Многим ребятам трудно дается этот предмет, если честно. Своим ученикам я хочу показать, какая математика интересная, что это не просто набор формул и теорем, которые они никогда не увидят и не применят в будущем, а что она развивает логику, мышление. В своей работе я делаю упор на практические задания. Подбираю задачи таким образом, чтобы развивать у детей не только навыки жесткие, но и гибкие, — говорит Юлия Владимировна.
По ее словам, под жесткими навыками подразумевается знание именно предметных областей, а гибкие — это умение общаться, работать в группе, креативное мышление.
— Допустим, я задала на уроке такой вопрос: «Можно ли с горы Фишт увидеть море?». В этой задаче нет никаких чисел, дети должны подумать, что им необходимо, чтобы ответить на него. Нужно узнать радиус земли, высоту горы, расстояние до моря — для этого ученики используют дополнительные источники. И когда они уже получают расчеты, то думают, достаточно ли этого для ответа на поставленный вопрос. Я не даю сухие задания из учебников, а переформулирую их, чтобы ребятам было интересно и они видели именно применение науки на практике, — объясняет учитель.
Современные технологии
Как говорит Юлия Бойченко, сейчас стали очень часто поднимать тему отличия современного поколения детей от прежнего. Но, на взгляд учителя, ребята остались такими же, просто у них появились новые интересы.
— Детям интересно на что-то посмотреть, ощутить руками, поэтому стараюсь на своих уроках давать больше задач практической направленности. Это касается и использования гаджетов. Уже долгое время я работаю с ребятами дистанционно, и мне сложно представить свою работу без использования современных технологий. Когда я пришла в гимназию, багаж знаний об использовании различных программ и систем помог мне организовать работу на очных уроках, — рассказала Юлия.
В частности, используется приложение «Геогебра», которое дети устанавливают на свой телефон и могут быстро построить функцию, введя данные.
— Это удобно, потому что дети сразу видят, как изменяется функция, а не ждут целый урок, пока я перечерчу это все на доску. С помощью гаджетов мы можем довольно быстро изучить большой объем информации. Естественно, на контрольных они не пользуются телефонами — только при изучении материала, — говорит педагог.
Подготовка к конкурсу
Участвовать в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Адыгеи» Юлии Бойченко предложила директор гимназии.
— Вообще, я не публичный человек, до школы очень долго работала дистанционно из дома, сидя за компьютером. А потом Нуриет Шамсудиновна Чич предложила мне принять участие в конкурсе, сказала, что у меня всегда много идей, которыми можно поделиться, — вспоминает педагог.
Юлия очень волновалась, переживала, что у нее не получится, но решила попробовать. Сам конкурс начался в апреле. Во время подготовки учителей освобождали от уроков, но Юлия начала готовиться еще в феврале.
— Очень помогали и поддерживали ребята. Когда я готовилась к испытанию «Урок», то сначала провела его со своими учениками. Они поделились мнением, какие задания для них были слишком легкими, а какие давались трудно. Мои ученики — самые важные критики для меня, — говорит учитель.
Испытания
На первом этапе конкурса «Учитель года Адыгеи» было испытание «Методическая мастерская», где нужно было рассказать о своем уникальном опыте, то есть о том, чем педагог отличается от других, что необычного в его работе.
— Здесь я как раз рассказывала о моей дистанционной работе и что делаю упор на практическую направленность в обучении, — рассказала Юлия Владимировна.
Вторым испытанием был «Урок». Педагоги должны были продемонстрировать то, о чем рассказывали на первом этапе, на практике с детьми. Для этого каждому дали классы из других школ, и можно было выбрать только возраст учеников.
— Потом был «Классный час» с учениками и мастер-классы для учителей, где мы свой уникальный опыт работы показывали уже им. А когда из нас выбрали пятерку лучших, был завершающий этап «Пресс-конференция». Мы отвечали на вопросы учеников, учителей, деятелей науки, искусства и медицины, — вспоминает учитель.
О победе и следующем этапе
У Юлии не было цели дойти до финала и стать победителем. Ей просто хотелось достойно выступить и в полной мере продемонстрировать свои идеи, а также набраться опыта у коллег.
— Много интересного я почерпнула у других учителей, которые были на конкурсе. Поэтому для меня это была не конкуренция, а обмен опытом с другими талантливыми людьми. Считаю, что победа — это стимул двигаться дальше и показатель того, что все, что делаю, не зря. Я проанализировала, что уже показала, подумала о том, что можно улучшить и изменить, — рассказывает Юлия Владимировна.
Летом для нее началась активная подготовка к всероссийскому этапу конкурса «Учитель года».
— В этом году появилось новое конкурсное задание «Медиавизитка», поэтому мы занимались съемками и монтажом ролика. В подготовке мне очень помогают Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Адыгеи, а также коллектив и директор гимназии, — говорит педагог.
Сохранить баланс
Сейчас Юлия Бойченко работает очно в школе и продолжает вести занятия дистанционно.
— Мне нравится сохранять этот баланс дистанционного и очного преподавания. И репетиторством нравится заниматься. В качестве учеников я не беру своих, потому что считаю, что должна дать им все необходимое на уроках. Преподаю дистанционно для детей из разных городов и стран — у меня есть ребята из Германии, Таиланда, Китая. Я очень люблю свою работу! — сказала Юлия Владимировна в завершение нашей беседы.
Остается только пожелать ей победы на всероссийском этапе конкурса «Учитель года».
Справка
Всероссийский конкурс «Учитель года России» пройдет в Ростове-на-Дону. Заочный тур завершится до 15 сентября. Финалисты проведут испытания «Методическая мастерская», «Урок», после чего жюри определит 15 лауреатов конкурса. По итогам испытаний «Классный час» и «Мастер-класс» жюри выберет пять призеров. Финальным испытанием, как и в прошлом году, станет «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». По его итогам будет названо имя победителя конкурса.
В 2021 году Всероссийский конкурс «Учитель года России» состоится 32-й раз. За более чем 30-летнюю историю мероприятие стал самым масштабным состязанием профессионального мастерства среди учителей страны. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя все больше творческих педагогов и формируя профессиональное экспертное сообщество.
Учредители конкурса – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета». Оператор конкурса – Фонд новых форм развития образования.